СОБИРАЕМСЯ В ШКОЛУ

Сусанна Харит – Руководитель отдела иммунопрофилактики НИИ детских инфекций МЗ РФ, главный внештатный специалист по вакцинопрофилактике детей Комитета здравоохранения Санкт-Петербурга, педиатр, д.м.н. Ребенок идет в школу, это праздник всей семьи – малыш становится взрослым, и мы с энтузиазмом покупаем форму, рюкзак, тетради и пенал, цветы для первого учителя. Но праздник 1 сентября отшумел, а дальше начинается рабочая жизнь. Ребенок, который вчера еще только играл, а занятия могли быть в любой момент отменены, попадает в ситуацию ежедневного тяжелого труда, в который вовлечена и вся семья. Нужно каждый день идти в школу, заниматься весь день, а вечером сделать уроки, и так всю неделю, да и в выходные остается куча недоделанных заданий.

 

Таким образом, наш любимый и ненаглядный младенец, и мы вместе с ним в стрессе. Надо вспомнить, что под стрессом Ганс Селье (отец этого учения) понимал развитие адаптационного синдрома в ответ на сильные раздражители, а адаптация имеет не только психологическую и социальную составляющие, но и, в первую очередь, физиологическую. Физиологическая адаптация это способность организма компенсировать физические, психоэмоциональные нагрузки и противостоять тем инфекциям, с которыми неизбежно сталкивается ребенок в большом коллективе. Процесс физиологической адаптации ребенка к школе разделяют на несколько этапов. Первый —  напряжение практически всех систем. Эта "физиологическая буря" длится две-три недели. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится. Организм тратит все, что есть, иногда и "в долг берет". Второй — неустойчивое приспособление, "цена" снижается, буря начинает затихать. Третий этап — период относительно устойчивого приспособления. Длительность физиологической адаптации различна у разных детей, в среднем от 3 до 6 мес., к сожалению, есть дети, которые не адаптируются к школе значительно дольше. Основным показателем физиологической адаптации ребенка является частота и тяжесть острых заболеваний и обострение тех хронических процессов, которые к этому времени у ребенка сформировались. Кроме того малыш попадает в огромный коллектив, это не только класс, это вся школа – переменки, столовая, гардероб, туалет, где сталкиваются и пересекаются сотни детей разного возраста. Длительность пребывания в помещении, коллективные игры, совместный отдых на внешкольных мероприятиях. Да и как бы школу не убирали, конечно, пыли и грязи не в пример больше, чем в детском саду. Вот и условия для реализации стресса в инфекционные заболевания. Поэтому очень многие родители жалуются – пошел в школу и начал непрерывно болеть. Особенно сложно приходится тем детям, которые воспитывались дома и не посещали детский сад, т.е. совсем практически не встречались с возбудителями инфекционных заболеваний, не тренировали иммунную систему. Скученность, близость контактов – все эти факторы способствуют высокой инфицированности детей различными микробами и поддерживают высокий уровень заболеваемости. Анализ состояния здоровья детей школьного возраста показал, что заболеваемость в этой группе за последнее десятилетие увеличился более чем в два раза.

 

Самой частой инфекционной патологией являются острые респираторные заболевания (ОРЗ). Вне эпидемического подъема вирусных инфекций, более 50% острых респираторных заболеваний в организованных детских коллективах вызваны бактерией — пневмококком (Streptococcus pneumoniae). Проявления пневмококковой инфекции очень разнообразны – от обычного «желто-зеленого» насморка, кашля, ангины, отита (воспаления уха), бронхита, гайморита и других заболеваний пазух носа, воспаления аденоидов, до пневмонии, а в редких случаях даже менингита (воспаления мозговых оболочек). Наиболее подвержены пневмококковым инфекциям дети с хроническими заболеваниями носоглотки, дыхательных путей, почек и сердечно-сосудистой системы. От этой инфекции есть прививка, которую можно сделать по желанию родителей на коммерческой основе, а в некоторых регионах России, где регионы закупают пневмококковые вакцины, и в поликлинике.

В период подъема заболеваний вирусными инфекциями наиболее грозным является грипп, который отличается от всех остальных ОРВИ тем, что никогда не начинается с кашля и насморка, его первые симптомы – высокая температура, головная боль, «ломота», сонливость или возбуждение, так как этот вирус поражает нервную систему. И только через 2-3 дня появляются кашель и насморк. Для тяжелого гриппа очень характерно присоединение уже упомянутого пневмококка и появления тяжелых пневмоний. Во всем мире описаны смертельные исходы от пневмококковых пневмоний у гриппозных больных. Поэтому во всем мире считают, что школьников необходимо вакцинировать от гриппа. Нужно понимать, что школа – коллектив, где инфекция распространяется, как пламя при пожаре, если дети в большинстве своем не защищены от инфекций, т.е. не привиты. Поэтому, в школе становятся особенно опасны инфекции с высокой заразностью, такие, как корь, краснуха, свинка, ветряная оспа. Но, если от первых трех дети в большинстве своем привиты  планово до школы в 1 год и в 6 лет, то прививка от ветряной оспы не входит в календарь прививок и сделать ее можно только самостоятельно, за свой счет. Обычно ветряная оспа расценивается, как легкая инфекция, но, к сожалению, тяжесть этого заболевания увеличивается с возрастом, оно может осложняться пневмониями, поражениями глаз и поражением мозга – энцефалитом. Особенно тяжело болеют подростки, а в младшем возрасте — дети с аллергией в анамнезе и с проблемами иммунитета

Есть еще одна инфекция, от которой целесообразно защитить своего ребенка идущего в школу – это болезнь «грязных рук» — гепатит А. Все дети имеют разные гигиенические навыки, в школе они впервые самостоятельно начинают пользоваться общественной столовой и общественными туалетами и это определяет повышение риска развития кишечных инфекций, к которым относится гепатит А.

Таким образом, собирая малыша в школу, покупая ему все необходимое, обдумывая давать ли с собой мобильный телефон, желательно вспомнить и о том, чтобы предохранить его от инфекций. А для этого продумать режим дня, высвободить время для прогулок, отдыха, регулярно и полноценно кормить ребенка. И обязательно проверить сделаны ли все необходимые возрастные прививки, ревакцинация в 6 лет против кори, свинки (эпидемического паротита), краснухи, в 7 лет против дифтерии и столбняка, провести реакцию Манту, чтобы удостоверится, что малыш защищен от туберкулеза, а также дополнительно защитить его пневмококковых инфекций, гепатита А, ветряной оспы, гриппа. Со временем, когда ребенок из младшей школы перейдет в среднюю и старшую возникнут новые  заботы, и  появятся другие проблемы, связанные с инфекциями, не забудьте тогда еще раз подумать о прививках и защитить от них уже подросшего человека.

Пусть школа принесет радость и ребенку и всей семье, а уменьшение риска инфекций будет одним из условий для этого.


С Уважением к детям и родителям, Ваш Добрый доктор!

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.