Объясняет логопед Алена Калинина: «Ребёнок, который молчит!»

 Тема развития речи и правильного произношения звуков очень сильно заботит многих родителей.  Интервью с специалистом! Тема развития речи и правильного произношения звуков очень сильно заботит многих родителей. 

  Мы решили выяснить эти вопросы у специалиста Медицинского центра «Добрый Доктор» для детей и родителей, логопеда первой категории Калининой Алёны Николаевны.

— Алена Николаевна, что принято считать речью?

— Речь — это, прежде всего, результат согласованной работы многих областей головного мозга. Органы артикуляции выполняют лишь приказы, поступающие из мозга. Зона сенсорной (импрессивной) речи отвечает за восприятие и понимание речи. В ней, как в своеобразной картотеке, хранятся звуковые образы слов, и человек всю жизнь пользуется этой «картотекой». Если произошло поражение этой зоны, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и человек перестает понимать слова. При нормальном слухе он остается «глухим» к словам. Зона моторной (экспрессивной) речи отвечает за произнесение звуков. Поражение данной зоны приводит к тому, что человек теряет способность к членораздельной речи, он лишь издает бессвязные звуки, хотя и сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Интересно, что данная зона у правшей находится в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев — в правом.

— А можно ли в раннем детстве определить, будут ли у ребёнка речевые проблемы? Что должно насторожить молодых родителей?

— Прежде всего, необходимо обратить внимание на голосовые реакции младенца (крик, плачь), как он реагирует на ваш голос, насколько активными и эмоциональными были гудение и лепет. К 6-9 месяцам ребёнок произносит слоги и начинает связывать их с определённой ситуацией — «дай», «бух», в год — полтора ребёнок произносит от 15 до 30 слов, а к двум годам — 200-250 слов. В полтора — два года у малыша появляется короткая фразовая речь, к трём начинает формироваться грамматический строй языка, а начиная с трёх лет и до семи, у ребёнка развиваются навыки контроля за собственной речью.
Родителей должно насторожить, если малышу уже исполнилось два года, а он молчит. Он понимает обращённую к нему речь, выполняет просьбы, а свои пожелания выражает «мычанием», мимикой, жестами. И если окружающие его не понимают, то начинает капризничать, злиться, плакать и прятаться. Малыш многое хотел бы сказать, но не может, и это не его вина. А ваши объяснения: «он просто не хочет — ленится» или «не страшно — заговорит позже» в данной ситуации не оправданны. К трём годам некоторые дети начинают говорить чисто и сразу предложениями, миновав этап отдельных слов. Этот тип обусловлен функциональной незрелостью ребёнка. Однако, часто малыш начинает говорить много, но на «своём» языке, непонятном окружающим. В данном случае можно говорить о системном нарушении речи, при котором страдают все компоненты языка. И если эту проблему не решить до пяти-шести лет, в школе у ребёнка могут возникнуть сложности с чтением и письмом.

— В каком возрасте лучше впервые привести ребёнка на приём к логопеду и когда нужно начинать заниматься?

 Первичное логопедическое обследование должно быть проведено в один год. Далее необходимо каждые шесть месяцев наблюдать за динамикой развития речи. Следует помнить, что в каждой возрастной группе предъявляются определённые требования к речи ребёнка. В три года детское «сюсюкание» может умилять родителей, в четыре — настораживать, а в пять — уже надо бить тревогу. Определить насколько речь малыша соответствует возрастной норме, может только логопед, и чем раньше, тем лучше.
Вопрос о начале занятий со специалистом решается индивидуально, в зависимости от диагноза и возраста ребёнка. Детям с диагнозом задержка речевого развития (ЗРР) рекомендуется пребывание в логопедических группах детских дошкольных учреждений с трёх-четырёх лет. Дети с диагнозами: дислалия и дизартрия должны посещать индивидуальные занятия с логопедом с четырёх-пятилетнего возраста не менее двух-трёх раз в неделю. Продолжительность занятий определяется результативностью работы и может варьироваться от одного до двух месяцев или нескольких лет.

— От чего зависит правильность произношения звуков?

— Нормальная речь осуществляется благодаря речевому слуху (фонематический), речевому дыханию, артикуляции. Значит, во-первых, правильность произношения звуков зависит от сформированного фонематического слуха. Ребенок должен точно различать все звуки на слух, тогда он их и произносить будет правильно. Во-вторых, зависит и от строения речевых органов. Главным речевым органом являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо, альвеолы (бугорки за верхними зубами).
Правильный прикус — это когда при сомкнутых коренных зубах, верхние зубки находятся впереди нижних, в той или иной мере прикрывая их. Язычок в норме должен подниматься до оснований верхних зубов. Наличие или точнее сказать, отсутствие некоторых зубов, так же влияет на правильность произношения. В норме, строение неба напоминает гладкую и ровную полусферу, несколько вытянутую по линии, идущей вглубь рта, и заканчивается оно мягким небом. На его конце находится маленький язычок, который закрывает проход в нос, отделяя ротовую полость от носовой. Только при звуках «м», «н» воздушная струя проходит через нос. Мышечный тонус языка и губ должен быть в норме, язык не должен дрожать, губки и язычок не должны быть вялыми. Все движения человека взаимосвязаны, поэтому очень важным условием для развития правильного произношения является состояние мышц ребенка в целом (особенно мышц грудной клетки, плеч, шеи).

— Когда можно говорить о задержке развития речи?

— При нормальном речевом развитии первые слова появляются к году, а то и раньше. К 2 годам ребенок должен понимать речь и пользоваться простой фразой. Если всего этого не происходит в срок, то можно говорить о Задержке Речевого Развития. Проблемы с речью объяснимы, если ребенок страдает серьезным недугом (аутизм, ДЦП, алалия). Однако, все чаще приходят дети, которые, вроде бы, благополучны и здоровы, но молчат.

— С чем может быть связана задержка речевого развития и как это корректируется?

 Причины могут быть разными. Это и перенесенный во время беременности грипп, токсикоз, недоношенный или наоборот, слишком крупный ребенок: ещё одна распространённая причина — родовая травма и асфиксия во время родов. Кроме того, задержке речевого развития способствуют травмы черепа, наследственные факторы, неблагоприятные социально-бытовые условия, которые нередко приводят к педагогической запущенности. Детям, находящимся в группе риска и стоящим на учёте у невропатолога, необходимо проводить своевременное медикаментозное лечение, раннюю логопедическую диагностику и коррекционно-педагогическую работу. Каждая из этих причин могла повлиять на развитие ребенка и его речи. Не стоит забывать и о том, что дети все разные. Одни очень активные — лидеры в детских играх, ведущие утренников в детских садах. А другие очень замкнутые, и, напротив, отказываются от публичных выступлений, избегают контактов со сверстниками. Как правило, у молчунов еще в раннем детстве отмечаются проблемы со звукопроизношением и голосом.
В первую очередь надо выяснить — что является причиной отказа ребенка от общения: издержки воспитания, «страх речи», дефектное произношение звуков или проблемы с голосом. Упорное нежелание малыша говорить может сигнализировать об отсутствии навыков общения или о психологической травме. Часто родители оставляют без внимания попытки ребенка продемонстрировать свои речевые способности и у ребенка пропадает стимул вообще что-либо произносить. Также, часто бывает, что ребенок переполненный эмоциями, не произнося некоторых звуков или вовсе пропуская их, хочет что-то рассказать, торопится и получается полный сумбур, а ребята, с которыми он хотел заговорить, начинают смеяться. После такого неудачного опыта ребенок замыкается. Еще, часто приходится говорить о проблеме «отсутствия мотивации к речи». Смотря телевизор, играя в компьютерные игры, дети сводят речь к минимуму. А самая моя любимая тема — это избалованные единственные, или младшие в семье дети. Их понимают с полуслова и даже с полувзгляда. Дети этим очень хорошо пользуются: зачем что-либо говорить, если тебя все равно поймут и сделают и дадут все, чего ты хочешь. Поначалу родители не замечают и даже радуются, говорят — «командир такой!», но потом, когда ребенок к 3 годам произносит лишь несколько слов, а то и звуков — пелена спадает с глаз. Чаще всего это происходит при сравнении ребенка со сверстниками, которые во всю декламируют «У лукоморья», называют все цвета радуги, то есть, когда разница в их речи очевидна.
Что делать в таких случаях? Побуждать ребенка к речи, ну конечно, не требуя от него всего и сразу, а постепенно вовлекая. Сначала побудите его произносить просьбы. Некоторые дети молчат, но все понимают. А некоторые молчат, но могут вдруг очень сильно закричать, используют вместо речи жесты и мимику, проявить агрессию по отношению к другим детям или к родителям.

— Логопед нужен только в раннем детстве или нет?

— Конечно, в раннем детстве работа логопеда более эффективна, но в других случаях она не менее важна. Например, в 5 лет ребенок страдал заиканием, он преодолел этот недуг, произношение выровнялось, и вдруг в 6 классе ребенок переболел гриппом или перенес другое серьезное заболевание и, как осложнение, появляется вновь заикание. В таких случаях без логопеда не обойтись. В более старшем возрасте логопедическая помощь применяется, как комплекс мер по восстановлению речи людям, перенесшим инсульт. Речь может быть замедленной или вообще, распадается на отдельные сегменты (смотря какие зоны головного мозга были поражены).

— Когда нужно заниматься с логопедом?

 Чтобы исправить какое-то нарушение речи необходимо разное количество занятий. Сначала — обследование и выработка стратегии занятий — в зависимости от готовности пациента, его настроя. Насыщенность занятий тоже может быть разная, это зависит от многих факторов. Часто — от того, сколько информации может принять пациент и какую способен выдержать нагрузку. Занятия с малышами идут около получаса. А со старшими дошкольниками и взрослыми — 45 минут или (если ленятся) даю сдвоенное занятие. Им бывает достаточно одного такого, дальше начинают заниматься сами усиленно.
Работа может затянуться из-за нежелания ребёнка заниматься, неумения родителей проявить разумную волю. Или, например, из-за частых болезней, отъездов на отдых, к бабушке, часто меняющихся планом. И тогда ребёнок понимает, что результата всё нет, начинает активно сопротивляться. Чаще первыми сдаются родители, всё же занятия и их обременяют. Но если всё складывается хорошо, то постановка звуков занимает около месяца, логоневроз — три недели занятий с логопедом (дальше около года — самостоятельная работа дома). Алалия, аутизм, дизартрия, афазия, судорожный синдром, к моему сожалению, требуют много времени. Занятия могут затянуться на год — полтора.
Люблю работать быстро, чтобы никто не успел разочароваться и устать.

— Нужно ли поправлять ребенка, когда он говорит что-то неправильно, заставлять произносить?

— Заставлять точно не стоит. Поправлять нужно, конечно если вы уверены в том, что ребенок может произнести звук правильно (этап закрепления). Делать это нужно очень тактично, не навязчиво, подбадривая, и конечно похвалить, если ребенок выполнил вашу просьбу и произнес правильно. Если не получилось — все равно похвалите за попытку, сказав, что в следующий раз обязательно получится.

— Что для Вас профессия логопеда — это искусство или ремесло? Какова доля универсальных методик и личных находок?

 Для меня моя профессия — это прежде всего творческий процесс. Каждый ребенок — это уникальный мир, к которому тебе посчастливилось прикоснуться, а может даже и подружиться с ним. Я их учу произносить правильно звуки — у них учусь доброте, умению во всем видеть что-то новое или давно забытое «детское», храню их заветные тайны. Для каждого придумываю «Сказки про язычок»: у кого-то язычок любит разговаривать с динозаврами, а у кого-то он любит летать на воздушном шаре. А вот, какова доля методик и моих личных находок, честно говоря, не измеряла, да и не в этом суть — главное, чтобы появлялись новые добрые и красивые сказки, в которых уникальные герои они же и главные авторы.

— Скажите, пожалуйста, а как можно попасть к Вам на занятия?

— Я работаю в Медицинском центре «Добрый Доктор» для детей и родителей. Чтобы начать заниматься, нужно только позвонить и записаться на занятия. Наш центр находится на ул. Университетская Набережная, 22-в, Тел.: 7405756, 7405750, 89517976081.
Кстати, на индивидуальные абонементы логопеда (8 занятий) наша клиника совместно с Med74.RU дает 5% скидку.


 Медицинский центр «Добрый Доктор» для детей и родителей:

Читать полностью: http://www.med74.ru/interview56.html

Адрес: Университетская Набережная, 22-в.
Телефон: 7405756, 7405750, 89517976081.
www.dobdocchel.ru
Лиц. № ЛО-74-01-002231 от 15.08.2013

 

Необходима консультация врача.


С Уважением к детям и родителям, Ваш Добрый доктор!

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.