Часть 1. Менструация исчезает.
Дорогие старшеклассницы и их мамы! Марина Николаевна Хитрова – врач акушер-гинеколог, детский и подростковый гинеколог- предлагает обсудить одну из актуальнейших тем. Приближается важная и довольно сложная пора для учениц 9, 10 и, особенно, 11 классов.
Разгоняется предэкзаменационный период. По сообщениям психологов и физиологов, третья четверть является самой сложной в учебном году. Это самая продолжительная четверть. Одновременно, организм уже достаточно утомлён длинной зимой. Плотный график подготовки, пробные экзамены наращивают напряжение. Большинство учениц испытывают колоссальное давление в школе и дома. Многие согласятся, что в современных условиях, пред- и экзаменационный периоды- это серьёзные испытания для психического и физического здоровья, в том числе, репродуктивного. Девочки длительно находятся в вынужденном сидячем положении, мало гуляют на свежем воздухе. Часто поздно укладываются спать, имеют плохое качество сна. Нерегулярно едят, забывают пить.
И вдруг замечают, что менструации стало редкими или совсем исчезли. Чаще обращение к врачу откладывается на лето, после экзаменов. А там поступление, возможно переезд в другой город, адаптация к новым реалиям. И обращение к врачу снова откладывается. Если встреча с врачом все-таки произошла, то, чаще всего, выполнение рекомендаций тоже откладывается.
Нарушение менструального цикла, редкие менструации, длительное отсутствие менструации – частая жалоба старшеклассниц, являющаяся поводом для обращения к гинекологу. Чаще об этой проблеме молчат или «не замечают».
В чём же причина? Репродуктивная система имеет сложную, пятиуровневую регуляцию: факторы внешней среды влияют на центральную нервную систему → она влияет на деятельность гипоталамуса → он влияет на деятельность гипофиза → гормоны гипофиза влияют на функцию яичников → а их состояние, в свою очередь, влияет на органы-мишени, в частности, на эндометрий в матке.Состояние предэкзаменационной гонки является мощнейшим стрессом. Концентрация психики и сознания на достижении (-е) экзаменационного успеха перераспределяет внимание центральной нервной системы. Происходит разбалансировка правильной, ритмической регуляции репродуктивной системы. У каждой девочки в разной степени.
Это зависит, как правило, от её исходного состояния физического и психического здоровья. У некоторых, центральная нервная система «забывает» о репродуктивной системе, т.к. все силы направленына подготовку к ЕГЭ/ОГЭ!
В этот период важно понимать, каким образом поддержать себя, свою дочь, внучку! Большое значение имеет забота семьи о здоровье дочери и внучки. О здоровье будущих внуков)
Своевременное обращение к врачу,оценка текущего состояния здоровья, исключение серьёзной патологии, обсуждение этого периода в жизни, планирование возможных мероприятий по охране репродуктивного здоровья – это снижение рисков и повышение шансов на благополучное репродуктивное будущее.
На моих очных приемах есть возможность узнать принципы охраны репродуктивного здоровья девочки-будущей мамы! Принципы эти, в целом, довольно простые, чаще остаются крайне недооцененными. В сотрудничестве с врачом, как правило, достигаются бОльшие успехи! Вместе попытаемся ответить на вопрос, что же важнее — ЕГЭ/ОГЭ или Менструация?
Желаю здоровья Вам и Вашим девочкам!С Уважением, Марина Николаевна Хитрова – врач акушер-гинеколог, детский и подростковый гинеколог.
p.s. Скоро будет опубликовано продолжение этой статьи под названием ЕГЭ/ОГЭ или МЕНСТРУАЦИЯ? Часть 2. Менструация — «заливает».