Готовность ребенка к обучению в школе — понятие, включающее в себя ряд параметров. Остановимся на самых важных из них:
Интеллектуальная готовность к школе. Для успешного усвоения школьной программы важно не только уметь читать, считать, писать, но также необходим достаточный уровень развития логического мышления. Это способность действовать аналогичным образом. Например, учитель объяснит правило: «жи-ши пиши с буквой и» и ребенок аналогично должен применить правило к другим словам. Или выполнить задание по образцу. Такие задания встречаются во всех школьных предметах.
Будущему первокласснику необходимо иметь достаточный уровень развития понятийного мышления. Например, ребенку нужно назвать ряд слов одним обобщающим понятием (груша, яблоко, апельсин — фрукты), или выделить лишнее слово из ряда слов. Это важно для того, чтобы из всего сказанного учителем уметь выделить главное, первостепенное.
Развитие памяти. Важна не только долговременная память, но и кратковременная. Учитель дает инструкцию детям: «Откройте учебник на десятой странице, упражнение 4″. Детям нужно услышать, запомнить и воспроизвести. Это относится и к кратковременной зрительной памяти — запомнить написанное на доске или в учебнике и воспроизвести в тетради.
Речевое развитие. Этот параметр включает не только звукопроизносительные навыки, но и владение антонимами русского языка, умение логически продолжить предложение, вставить в предложение подходящее по смыслу слово.
Еще один важный параметр — зрительно-моторная координация. Это согласованное движение пары «глаз-рука«. Глаз видит, рука пишет. Это про умение срисовывать по образцу, копировать. Как показывает практика, этот параметр один из самых слабо сформированных у детей, но очень хорошо развивающийся при правильном подходе.
Развитие мелкой моторики. Как говорил великий И. Кант: «Рука — вышедший наружу мозг человека». Если мелкая моторика слабо развита, то рука быстро устанет, а значит и голова ребенка устанет быстро. И школьные нагрузки будут не по силам.
Произвольная сфера. Урок длится 45 минут и будущему первокласснику важно уметь работать это время. Причем все дети ведут на уроке себя по-разному. И уметь не отвлекаться на помехи — важный навык. Выполнять монотонную не очень интересную работу в условиях группы — очень важно для обучения в школе.Если ребенок не отличается усидчивостью, ему трудно сосредоточиться, он постоянно отвлекается — обратитесь к неврологу. Как правило, родители знают о таких особенностях ребенка.
Коммуникативная готовность к школе. Ведь школьное обучение — это не только про процесс обучения, а еще и про общение со сверстниками, взрослыми. Уметь выстроить и поддержать отношения со сверстниками — важное умение. Часто бывает, что именно эта составляющая осложняет всю школьную жизнь.
И я подхожу к самому главному — эмоциональная сфера ребенка. Ребенок может быть готов к школе интеллектуально на все 100%, ребенок может уметь хорошо читать и считать (увы, но это реалии сегодняшнего дня), ребенок может даже уметь писать, но если у ребенка высокий уровень тревожности, то ему, возможно, будет трудно проявить все свои учебные навыки в полной мере. Именно на этот параметр я бы порекомендовала родителям обратить особое внимание.
Причинами детской тревожности могут быть самые разные факторы: личностные особенности, взаимоотношения в семье и др. В каждом конкретном случае это свои причины.
Еще один параметр — мотивационная готовность к обучению в школе. Когда у ребенка сформирована внутренняя позиция школьника — он идет в школу учиться, получать знания.
До первого сентября еще много времени. И есть возможность сделать начало школьной жизни самого дорогого человека — своего ребенка, более успешным.
Для определения психологической готовности к школе используется комплекс методик, включающий в себя исследование познавательных процессов (памяти, мышления, речи, внимания), эмоциональной сферы (тревожность), зрительно-моторной координации. Особую роль отводится рисуночным техникам, которые могут открыть причины тревожности ребенка.
После диагностики каждый родитель получает комплекс игр и упражнений для развития необходимых параметров, рекомендации.
Диагностика позволяет увидеть сильные стороны ребенка, а также увидеть то, что пока развито не в полной мере.
Автор статьи — Решетова Алёна Валерьевна (Психолог, детский психолог)