«Каждый человек появляется на свет, обладая способностью развивать свои потенциальные возможности во благо себя и общества, продуктивно, творчески работать и радоваться жизни, быть свободным от психологических проблем» Э. Берн, 1966
Меняется мир, появляются новые вызовы. Пандемия, непонимание и конфликты в семье, в коллективе, постоянное и изматывающее чувство тревоги, установившийся депрессивный фон настроения, неуверенность в себе, пониженная самооценка, возрастные кризисы – вот далеко не полный перечень вопросов, с которыми приходят на консультацию к психологу. Мы все сейчас живем, работаем и развиваемся в быстро изменяющихся условиях. Адаптироваться к ним, чувствовать себя комфортно и уверенно – это может стать запросом на терапию, задачей на проработку.
Представьте, сколько стрессоров может разом воздействовать на современного человека. Частыми темами для работы являются вопросы детско-родительских отношений: ребенок не слушается, нет возможности с ним договориться, ведь это непростая задача, самостоятельное решение которой нередко сопровождается конфликтами.
Психосоциальными стрессорами семьи являются:
- длительный супружеский конфликт
- конфликт между супругами в сфере воспитания и вызванное им напряжение
- недостаточное использование внешних ресурсов для развития ребенка
- неадекватный родительский контроль
- неустойчивый стиль воспитания, требование жесткой дисциплины от ребенка или попустительское отношение
- болезнь или потеря значимого для ребенка члена семьи.
Стрессы, связанные с детским коллективом, со школой:
- адаптация, подготовка и сдача экзаменов
- напряженные отношения со сверстниками и педагогами
- большие объемы домашних заданий
Все вышеперечисленные стрессоры выматывают всех членов семьи и дают понимание того, что необходима поддержка.
И здесь важным становится сопровождение специалиста: освоение новых способов коммуникации, осознание и уважение личных границ своих и близкого человека, техники снижения психоэмоционального напряжения. Разрешая эти конфликты, возникающие в любом возрасте, мы помогаем себе найти внутренние ресурсы и опоры, самоидентифицироваться, принять особенности своей личности и простраивать жизнь с их учетом.
Задачей клинического психолога является заключение партнёрства, чтобы совместными усилиями развивать навыки, проседающие при выявленной акцентуации.
При этом возможно, как максимум, — помочь не перейти из акцентуации в психопатию, и как минимум, — снизить выраженность симптомов и улучшить адаптацию к социуму через создание доверительной атмосферы, контакта, при помощи построения плана психотерапии и освоения диагностики и техник психокоррекции (проективные методики, техники телесно-ориентированной терапии, АРТ-терапии и др.).