В жизни каждой семьи встречаются трудные периоды, которые можно назвать кризисами. Кризис — это когда по-старому невозможно, а как жить иначе пока не очень понятно.
В последнее время каждая семья, имеющая ребенка или детей школьного возраста, столкнулась с новым кризисом в жизни — дистанционное образование.
Ко мне часто обращаются с похожими запросами:
- ребенок не хочет идти в школу после дистанта — как его мотивировать к обычной школьной жизни?
- ребенок стал очень тревожным. нарушился сон, появились трудности в общении со сверстниками;
- ребенок не может организовать учебный процесс самостоятельно;
- как восстановить отношение с ребенком, стали как будто чужими?
Это только часть из множества запросов, с которыми обращаются встревоженные родители. Это понятно, ведь адаптироваться к условиям новой реальности бывает не очень просто и взрослому, что тут скажешь про детей.
В каждом конкретном случае — свои рекомендации. Ведь все семьи разные. Каждая семья уникальна. Хочу отметить, что на состояние ребенка во многом оказывает влияние эмоциональное состояние взрослого, находящегося рядом с ним. Насколько спокойно родители будут относиться к изменениям в современной жизни, настолько и ребенок будет чувствовать себя спокойно. Ведь дети и родители связаны между собой эмоциональными связями.
Ребенку важно иметь рядом с собой устойчивого взрослого, который с пониманием отнесется к тому, что сын или дочь испытывают трудности в организации учебного процесса, в адаптации к дистанционному обучению. В силу своих возрастных особенностей ребенку даже в среднем звене бывает трудно самоорганизоваться и тут помощь родителя будет уместна. Только эта помощь должна быть дозированной и оказана в доброжелательной форме.
Старшеклассники, стоящие перед выбором будущей профессии, испытывают особую тревогу. Для некоторых из них дистанционное образование снизило успеваемость и они переживают «а хватит ли знаний?», «А сдам ли ЕГЭ?». Эту тревогу подкрепляют порой учителя и родители своими вопросами «Ты решил (решила) куда будешь поступать?». Этот вопрос некоторых детей просто сводит с ума. Я часто слышу об этом на своих консультациях. Детям кажется, что ЕГЭ — это что-то такое, чего стоит очень бояться. Жить в постоянной тревоге — невыносимо. Это снижает не только качество жизни, но и приводит к соматическим заболеваниям.
Дорогие родители, школьная жизнь — только часть огромной ЖИЗНИ. Школа — явление временное, а отношения с детьми — постоянное.
Бывает самостоятельно трудно найти выход из сложных ситуаций и тогда на помощь могут прийти психологи.
Автор статьи — Решетова Алёна Валерьевна (Психолог, детский психолог)